В связи с быстрым наступлением немцев сложилась ситуация, когда между 56-й танковым корпусом Манштейна и 16 армией, расположившейся к югу, образовался значительный разрыв. "Тотенкопф" была тут же отозвана из резерва для прикрытия этого разрыва. Дивизия перешла границу в ночь с 25 на 26 июня по направлению к Двине.
Первое серьезное столкновение "Тотенкопф" с русскими произошло 27 июня у батальона разведки, когда оправившись от удара, советские войска начали перегруппировывать свои силы. Фанатизм и упорство русских поразило немцев. Достигнув Двины "Тотенкопф" была передана в состав 56-го танкового корпуса Манштейна, который с 3 июля 1941 после захвата г. Резекне резко повернул на восток в направлении Себеж - Опочка. 5 июля дивизия подошла к "Линии Сталина" -мощной полосы укреплений. И на следующий день, 6 июля, начала наступление на г. Себеж вдоль шоссе Рига - Москва. Когда начался штурм русских позиций, солдаты "Мертвой головы" обнаружили, что укрепления оказались более многочисленными, чем ожидалось. Снова появились большие потери, к тому же вышел из строя сам Айке. Возвращаясь вечером в штаб на машине, он подорвался на мине. Прежде, чем его отправили в госпиталь с раздробленной ногой, он передал командование дивизии командиру Матису Клайнхайстеркампу.
Солдаты дивизии
Преодолевая яростное сопротивление советских войск 7 июля "Тотенкопф" с другими частями корпуса Манштейна вошла в город. Потери дивизии уже составляли 82 офицера и 1626 солдат, они были убиты, ранены или пропали безвести-это около 10% личного состава, из-за чего Манштейн был вынужден временно перевести ее в резерв, заменив 290 пехотной дивизией для штурма ключевого города Опочка.
Подбитая САУ StuG III Ausf. D дивизии
Манштейн был не совсем доволен действиями моторизованной дивизии СС «Тотенкопф» на Себежском направлении. Так он описывал свои впечатления от введенной ему в подчинение "Тотенкопф":
Эрих фон Манштейн
Более сносные условия местности, но и сильную укрепленную линию встретила дивизия СС «Тотенкопф», наступавшая на Себеж. Но здесь сказалась слабость, присущая неизбежно войскам, командному составу которых не хватает основательной подготовки и опыта. Дивизия имела колоссальные потери, так как она и ее командиры должны были учиться в бою тому, чему полки сухопутной армии уже давно научились. Эти потери, а также и недостаточный опыт приводили в свою очередь к тому, что она упускала благоприятные возможности и неизбежно должна была вести новые бои..... Пролитая ими кровь ни в коей мере не окупалась достигнутыми успехами.После десяти дней боев три полка дивизии пришлось свести в два.
Эрих фон Манштейн
19 июля Манштейн перевел дивизию на свой правый фланг. В тот же день приказом Гиммлера командиром СС "Тотенкопф" был назначен Георг Кеплер. Прикрывая фланг Манштейна, дивизия была вынуждена воевать в глухих лесах и болотах, не имея подобного опыта, бывали случаи столкновений одного батальона "Тотенкопф" против другого . Все эти условия позволяли русским добиваться ближнего боя, в котором они были особенно сильны. Постоянные советские атаки не давали покоя передовым отрядам. Часто все то, что приобреталось днем-терялось ночью. 1 августа был взят Уторгош, небольшой поселок с важным железнодорожным узлом. 10 августа с боями дивизия вышла на Лужский рубеж - укрепленную линию, протянувшуюся от западного берега Ильмень до Финского залива. Дивизию СС "Тотенкопф" передали 16-й армии, которой командовал генерал Викторин. Тут ей было приказано прорвать оборону русских на реке Мшага под поселками Закибье и Угорды. После начало штурма выяснилось, что задача оказалась слишком тяжелой для "Тотенкопф". Дивизионная артиллерия застряла далеко в болотах от линии наступления, когда в то же время артиллерия русских была на заведомо выгодных позициях. К тому же, дивизия постоянно подвергалась атакам партизан. Лишь при поддержке пикирующих бомбардировщиков "Тотенкопф" удалось потеснить русских и выдержать несколько контратак.
Наступление Ворошилова.
12 августа 34-я армия, действующая в составе Северо-Западного фронта под командованием Ворошилова, ударила по 10-му немецкому корпусу у южного берега озера Ильмень с целью разрыва связи между армиями групп "Север" и "Центр" и разгрома вражеской группировки в районе Сольцы, Старая Русса и Дно, создав угрозу ее уничтожения . Чтобы спасти ситуацию, командующий группой армий "Север" Риттер фон Лееб приказал перебросить 56-й танковый корпус и дивизию "Тотенкопф" из-под Луги на поддержку 10-го армейского корпуса. 19 августа, в самый разгар советского наступления, "Мертвая голова" и 3-я моторизированная дивизия нанесли удар по флангу 34-й армии, отрезав ее от тыловых коммуникаций и вынудив советские войска прекратить свои действия. Дивизия "Тотенкопф" сумела захватив в плен 785 человек и большие трофеи. Потери советской стороны были огромными: если на 10 августа численность 34-й армии, против которой действовала "Мертвая голова", составляла 54,912 человек, то на 26 августа — 22,043. Из 83 танков было потеряно 74 единицы, из 748 орудий и миномётов – 628 (84%). Здесь же немцами была впервые захвачена пусковая установка PC (Катюша). Это была тактическая победа Германии, с чем Манштейн лично поздравил дивизию СС "Тотекнопф".
Отразив советскую контратаку, немецкие войска были вынуждены сами остановить свое наступление на Ленинград, чем воспользовалась Красная Армия, перегруппировав войска для обороны Ленинграда. В тоже время немецкие войска были предельно измотаны постоянными контратаками русских. "Мертвая голова" продолжала двигаться на восток, преодолевая нарастающее сопротивление советской армии, и постепенно застопорилась из-за небывалой активности русской авиации. 28 августа Манштейн приказал дивизии форсировать реку Пола, но постоянные атаки пехоты не принесли результатов. Стало очевидно, что дивизия истощила свои возможности, и Кеплер начал жаловаться о крайней ее истощенности, ведь потери уже составляли 4853 человека. "Тотенкопф" понесла самые тяжелые потери из всех дивизий корпуса. Манштейн согласился отложить атаку, пообещав отправить дивизию на отдых, однако, этому не суждено было случиться. 5 сентября, после того, как улучшилась погода, немцы вновь начали наступление, но из-за большого количества минных полей и ловушек продвижение не было быстрым. Постепенно наступление и вовсе остановилось из-за контратаки русских в районе Демянска (11-12 сентября). После этого дивизия заняла оборону. Русские возобновили свои атаки 18 сентября, возникая и также внезапно исчезая в темноте. 21 сентября в дивизию вернулся Айке, он выслушав 4-х месячный доклад о положении дел в дивизии и пришел в ужас от состояния подчиненных ему солдат. Дивизии постоянно приходилось действовать в лесной и болотистой местности, что сказалось на ее здоровье. Айке бросил все свои усилия на то, чтобы снять дивизию и отправить ее на отдых, но прежде, на нее обрушилось новое, мощное контрнаступление русских, силы которого они еще не знали.